«Евгений Онегин» — роман в стихах. Это знает каждый школьник. Об этом постоянно говорят на уроках литературы, когда проходят бессмертное произведение Пушкина.
В «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, его можно по праву считать романом. Пушкин писал, что под этим жанром он понимает «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Герои писателя живут в определенное время в определенном месте. Все реально, кроме самих выдуманных персонажей, которые возникают в нашем сознании и оживают на страницах книги благодаря мастерству автора. Стоит заметить, что Александр Сергеевич Пушкин хотел создать не просто роман, а «роман в стихах» (эпическое произведение, написанное стихами). В письме к П. А. Вяземскому ((1792-1878), русский поэт, литературный критик, публицист, мемуарист, переводчик, историк и государственный деятель, стоявший у истоков создания Русского исторического общества. Был близким другом Александра Пушкина) он указал на эту особенность «Евгения Онегина»: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».
Александр Сергеевич Пушкин сумел мастерски отразить быт и нравы людей из разных слоев общества. Он и сам стал героем своего произведения. Пушкин в романе рассказывает о своем приятеле (Евгении Онегине), порой анализирует, рефлексирует. За счет этого приема произведение становится зыбким, связанным с реальной жизнью, с читателем.
«Роман в стихах». Все привыкли к тому, что роман – это жанр эпический и написанный прозой. Стихи – это лирический жанр. В «Евгении Онегине» все соединилось.
Согласитесь, поистине достойная книга не может не вызывать бурных обсуждений, споров, а порой и конфликтов.
Многие исследователи рассматривали вопрос о том, что же главное в произведении Пушкина – эпика или лирика – и как они соотносятся между собой.
Эпика или лирика?
Е. Г. Эткинд — (1918-1999) советский и французский филолог, критик, литературовед, переводчик, создатель школы поэтического перевода, общественный деятель — утверждал, что главное в «Евгении Онегине» эпическое, повествовательное начало, а строки, которые отличны от прочих лиризмом и авторскими мыслями, он считал «отступлениями».
В. С. Непомнящий — (1934-2020) советский и российский писатель, филолог, литературовед-пушкинист — мыслил иначе. Он считал, что «Евгений Онегин» — это большое лирическое стихотворение. Он определял «лирическим отступлением» фабульный сюжет (события, расположенные в хронологическом порядке), а авторские рассуждения, пронизывающие все произведение, истинным «сюжетом» романа. То есть это, исходя из всего вышесказанного, лирическое произведение.
Е. Г. Эткинд был против такого осмысления. Обосновывая свою точку зрения, он писал, что если считать «Евгения Онегина» лирическим произведением, то «в «Евгении Онегине» нет ни персонажей, ни действия, ни быта, ни моральных или политических проблем, ни истории; все происходит во внутреннем мире, в душе. Известно, что «там, внутри» нет ни пространства, ни времени – как в Вечности». По сути все, о чем писал Пушкин, это плод душевного порыва. «В этом неисчерпаемо-загадочном произведении нельзя увидеть и жанра…», — писал Е. Г. Эткинд.
Сам В. С. Непомнящий так и утверждал: «…будучи лирической исповедью, оно в то же время является эпосом авторского духа как национального духа, осмысляющего себя».
Интересно то, что если посчитать количество строк, в которых излагается фабула (эпика: события, поступки героев) и строф, в которых фабула не излагается (лирика — те самые «лирические отступления»), то мы увидим, что оно будет одинаково. Пушкин смог уравновесить эпику и лирику.
Если вернуться к понятию «стихотворение», то стихотворением Пушкин называл вообще любое произведение, к какому бы жанру оно не относилось, но которое было написано стихами. В таком случае стихотворение указывает не на род (эпос, лирика, драма) и жанр (роман, поэма, элегия и т.д.), а на стихотворную форму (стихотворением может являться и эпопея, и трагедия, и комедия, и ода, и эпиграмма, и басня).
«Роман героев» и «роман героев»
Ю. М. Лотман — (1922-1993) советский и российский литературовед, культуролог, историк, семиотик культуры («семиотика культуры» — предмет исследования Лотмана — структурное описание знаковых средств культуры (прежде всего искусства) академик АН (академии наук) Эстонской ССР — и С. Г. Бочаров — (1929-2017) советский и российский литературовед, филолог -, исследуя «Евгения Онегина» определили, что он содержит в себе два романа – один из них «роман жизни», творимый самой действительностью и связанный больше с автором, нежели с героями произведения, где автор сам является главным героем, а другой – «роман героев», творимый жизнью и автором, то есть показывающий сам сюжет, действия персонажей.
«Роман жизни» содержит в себе больше лирического, а «роман героев» – эпического, повествовательного, сюжетного. Оба романа составляют единое целое. Они вызваны общим, порождены жизнью, исторической действительностью и бытием.
Чтобы объединить лирическое и эпическое Пушкин создает свою авторскую строфу – онегинскую (онегинская строфа состоит из 14 стихов четырехстопного ямба, содержит перекрестную, парную, кольцевую рифмовки и заключительное двустишие). Повествование сменяется лирическим отступлением и наоборот. Это позволяет читателю почувствовать присутствие автора, его активное участие в повествовании.
Они сошлись. Волна и камень
Стихи и проза, лед и пламень.
Так Пушкин описывает Ленского и Онегина. Хотя можно заметить, что в этих строках он не только определил характеры своих героев, но и дал характеристику всему своему произведению. Стихи и проза «сошлись» в «Евгении Онегине», чем смогли в полной мере удовлетворить потребность истинного читателя и ценителя литературы и в лирическом плане, и в эпическом.
А что думаете по этому поводу вы? Пишите в комментариях!
Много интересного можно узнать в книге История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина)
http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/korovin-istoriya-literatury/index.htm
Прошлую статью про Агату Кристи и ее прием вы можете прочитать здесь:
http://myneverland.ru/убийство-роджера-экройда-агаты-крист/(откроется в новой вкладке)