«Рудин» — первый роман Ивана Сергеевича Тургенева. Это произведение о «лишнем человеке», слабость, нерешительность, двойственность характера которого заставляют его покоряться судьбе, а не бороться за свое счастье.
С чего все началось?
Тургенев работал над романом «Рудин» с 5 (17) июня 1855 г. по 24 июля (5 августа) 1855 г. Такие точные даты мы узнаем из воспоминаний П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода Анненковых, хороший друг писателя) о Тургеневе.
К моменту создания произведения у автора уже был на руках незавершенный роман «Два поколения», начатый в 1852 г. Сначала Тургенев хотел вернуться к нему и переделать этот роман. Но работы над «Двумя поколениями» писатель не возобновил, а приступил 5 (17) июня 1855 г. к написанию новой «большой повести» (так первоначально он назвал свой роман).
Тургенев писал В. П. Боткину (русский очеркист, литературный критик, переводчик, друг Тургенева): «Что-то выйдет? Может быть — чепуха. Посмотрим, что-то скажет эта последняя попытка?» Под «последней попыткой» Тургенев подразумевал свои творческие поиски «новой манеры», выражавшейся в переходе от рассказов к большой форме повествования.
Работа над «Рудиным» была весьма интенсивной и напряженной. В. П. Боткину Тургенев писал: «Я сильно работаю и воспользуюсь моим невольным затворничеством — авось что-нибудь удачное выйдет! По крайней мере то́ могу сказать, что добросовестнее я никогда не работал». 24 июля (5 августа) в письме к M. H. Толстой (единственная сестра Льва Николаевича Толстого, схимонахиня) он оповестил ее о том, что работа над первой редакцией «Рудина» окончена.
Дописав «повесть», Тургенев хотел поскорее узнать мнение его знакомых о его творении. Он просил Анненкова, Боткина, Некрасова ознакомится с «Рудиным». Тургенев, спустя какое-то время, поехал в Покровское и прочитал «Рудина» M. H. Толстой. Судя по ее воспоминаниям, чтение произвело на нее благоприятное впечатление. М. Н. Толстая вспоминала: «Мы были поражены небывалой тогда живостью рассказа и содержательностью рассуждений. Автор беспокоился, вышел ли Рудин действительно умным среди остальных, которые умничают. При этом он считал не только естественной, но и неизбежной растерянность этого „человека слова“ перед сильнейшей духом Наташею, готовой и способной на жизненный подвиг».
Что Тургенев менял в своем произведении?
Тургенева очень тревожила фигура Рудина. M. H. Толстая написала ему в письме о произведении. Автор ответил ей: «Все Ваши замечанья верны, и я их приму к сведению…». Разделяя мнение Толстой, Тургенев решил переделать последнюю сцену с матерью.
В июле и августе 1855 г. Тургенев продолжал дорабатывать «Рудина». Какие именно изменения вносил автор — неизвестно. Черновая рукопись произведения, увы, не сохранилась. Вероятно, он была перебелена, и Тургенев хотел представить ее в октябре 1855 г. перед своими «литературными советчиками».
В октябре Тургенев прочел «Рудина» редакционному кружку «Современника». На чтении были В. П. Боткин, Н. А. Некрасов (русский поэт, прозаик, публицист, классик русской литературы), И. И. Панаев (русский писатель, литературный критик, журналист, мемуарист). Позже Тургенев писал: «Повесть я свою прочел — она понравилась — но мне сделали несколько дельных замечаний, которые я принял к сведению».
Тургенев весь остаток года перерабатывал «Рудина».
В процессе работы над романом писатель создал несколько вариантов текста произведения.
План его был составлен между 2 (14) и 5 (17) июня. В нем был список персонажей. Перечень этот состоял только из имен и фамилий, указания возраста, порой семейного или общественного положения героев.
Дмитрий Петрович Рудин был первоначально центральным персонажем. В этом можно нащупать связь с замыслом романа «Два поколения», где должен был фигурировать Дмитрий Петрович Гагин, и с ненаписанной комедией «Компаньонка».
Наталья Ласунская носила имя Маши.
Фамилии Александры Павловны Липиной и ее брата Сергея Павловича Волынцева варьировались. Среди фамилий были — Пасынковы. Александра Павловна мыслилась первоначально незамужней.
Пандалевский сначала именовался Падкалаевым.
Басистов был Лещовым, затем — Басовым. Фамилия Лещова была закреплена и за Лежневым.
Тургенев изменил и возраст героев. По списку персонажей Рудину — 27 лет, Лежневу — 40. В окончательном тексте Рудину 35 лет, а Лежневу — 30. Это изменения было сделано вследствие введения в роман студенческих воспоминаний Лежнева о кружке Покорского, участниками которого выступали оба героя, и Рудин был немного старше Лежнева.
События в окончательном варианте следуют в том же порядке, что и в плане. Тургенев только размещал их более компактно из-за объединения и сокращения материала: вместо 14 глав стало 12.
Так, в 1-й главе окончательной редакции он объединил содержание персон и большой части 2-й главы плана, начиная с прогулки Липиной и посещения ею больной крестьянки и кончая «известием» об ожидаемом госте.
Содержание 4-й главы (в тексте романа — 3) упрощается. Например, убирается сцена между Машей — Натальей и Рудиным в саду, так как аналогичная сцена намечена в 8-й главе плана и затем реализована в 7-й главе окончательного текста романа.
Главы 3, 6 и 14 плана были расширены автором.
Какое название произведение носило изначально?
Менялось не только содержание произведения, но и его заглавие.
П. В. Анненков, видевший черновую рукопись «Рудина», которая не сохранилась, сообщал: «Повесть была первоначально озаглавлена: „Гениальная натура“, что потом было зачеркнуто, и вместо этого рукой Тургенева начертано просто: „Рудин“».
Ироническое название «Гениальная натура», по мнению некоторых исследователей, было заменено Тургеневым на более нейтральное. Писатель стремился к объективной и безоценочной формулировке своего произведения и характеристике главного героя.
Разрабатывая сюжет, композицию, образную систему «Рудина», Тургенев опирался на опыт своих русских предшественников и учитывал традиционные формы европейского романа (в основном произведений Ж. Санд — завязка любовного конфликта в «Рудине» отсылает нас к любовному треугольнику в «Opace»).
Тургенев в «Рудине» стремился, по его собственным словам, к «полной Истине» художественного воспроизведения действительности. Эту «полную Истину» он не находил в произведениях Ж. Санд.
Каков же жанр «Рудина»?
Работая над «Рудиным» летом и осенью 1855 г., Тургенев называл его в письмах И. И. Панаеву, В. П. Боткину, Н. А. Некрасову «повестью», «большой повестью», «пребольшой повестью», иногда — «большой вещью». Так же «повестью» называет «Рудина» и Некрасов в письмах. Однако в печати Некрасов не раз определял его и как роман.
В конце 1855 г. Тургенев под влиянием многих событий ввел в повесть историческую почву, что являлась объяснением появления в русской жизни людей типа Рудина и безрезультатность их действий. Все это превратило психологическую повесть в социально-психологический роман большого общественного значения.
Интересно, что под подзаголовком «Повесть» (Часть первая) «Рудин» был опубликован в «Современнике» в январе 1856 г. (самая первая публикация). Там произведение было разделено на две части: 1-я часть с 1-й по 6-ю гл., 2-я – с 7-й по 12-ю гл. + эпилог без заключительной сцены. В этой редакции «Рудин» был не романом, а «большой повестью».
Без определения жанра «Рудин» вошел в сборник «Повестей и рассказов» Тургенева (тоже в 1856 г.). Однако и сам Тургенев, и Некрасов считали, что «Рудин» выходит из жанровых рамок повести. Сначала Тургенев включил его в третий том вместе с другими романами («Дворянское гнездо» и «Накануне»). Однако позже писатель отделил «Рудина» от других романов и поместил его в одном томе с повестями 1850-х годов. Лишь в последнем авторизованном издании (1880 г.) писатель снова включил его, на первом месте, в число романов. В «Предисловии» ко всем шести романам Тургенев писал: «Решившись в предстоящем издании поместить все написанные мною романы („Рудин“, „Дворянское гнездо“, „Накануне“, „Отцы и дети“, „Дым“ и „Новь“) в последовательном порядке, считаю нелишним объяснить, в немногих словах, почему я это сделал. — Мне хотелось дать тем из моих читателей, которые возьмут на себя труд прочесть эти шесть романов сподряд, возможность наглядно убедиться, насколько справедливы критики, упрекавшие меня в изменении однажды принятого направления, в отступничестве и т. п. Мне, напротив, кажется, что меня скорее можно упрекнуть в излишнем постоянстве и как бы прямолинейности направления. Автор „Рудина“, написанного в 1855-м году, — и автор „Нови“, написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком».
Последнее добавление
Печатая «Рудина» в третий раз, Тургенев добавил к эпилогу концовку, изображающую гибель героя на парижской баррикаде. Она свидетельствовала об общественно-политической борьбе, которая обострилась в 1859–1861 годы. Прежние, либерально-дворянские деятели, «лишние люди», сменялись новыми, революционно-демократическими.
Эту идею Тургенев разовьет и в своих других произведениях, о которых будет сказано позже.
Иван Сергеевич Тургенев создал ряд гениальных литературных произведений, одним из которых, несомненно, является «Рудин». Этот роман — очень важная работа в творчестве писателя, который показал нам жизнь своего героя – Рудина, поднял множество проблем, заставил читателей задуматься над вопросами, проанализировать свою жизнь и жизнь героев произведения.
***
А вы читали роман «Рудин» Ивана Сергеевича Тургенева? Что вы думаете насчет произведения и этой статьи? Пишите в комментарии ваше мнение!
Спасибо! Читайте и становитесь умнее!