Об истории создания романа «Рудин» вы можете прочитать здесь:

Как И.С.Тургенев создавал «Рудина»? Какие имена и фамилии были у героев первоначально? Почему писателю пришлось сокращать произведение?

Сегодня мы обратимся к прототипам героев этого произведения.

И. С. Тургенев. «Рудин». Обложка книги. Государственное издательство Детской литературы (Детгиз), 1950 г.

Дмитрий Николаевич Рудин

На ранних этапах работы над образом Рудина (лето 1855 г.) Тургенев определил, кто будет прототипом главного героя. Им оказался М. А. Бакунин (русский философ, публицист, деятель революционного движения, один из идеологов анархизма и народничества). На это указывает поставленная в плане, который был создан писателем с самого начала работы над романом, вместо фамилии Рудина буква «Б», указывающая на его прообраз.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Фото Надара (французский фотограф) (1820–1910)
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Фото Надара (французский фотограф) (1820–1910)

В первом варианте романа особенно были заметны черты сходства между Рудиным и Бакуниным. Тургенев писал М. А. Маркович (писательница, известная под псевдонимом Марко Вовчок, урожденная Велинская): «Что за человек Бакунин, спрашиваете Вы? Я в Рудине представил довольно верный его портрет: теперь это Рудин, не убитый на баррикаде < …> Жаль его: — тяжелая ноша — жизнь устарелого и выдохшегося агитатора». Однако вместе с этим автор утверждал, что не считает образ Рудина копией Бакунина. Об этом он писал С. Т. Аксакову (русский писатель, общественный деятель, чиновник, театральный и литературный критик): «Мне приятно < …> что Вы не ищете в Рудине копии с какого-нибудь известного лица…».

Хоть в Рудине и есть некоторые черты Бакунина, например, дар красноречия, умение философски мыслить, интеллект, воодушевление при «холодности чувств» и отсутствии темперамента, желание иметь власть над сверстниками, вмешиваться в их личную жизнь и т.д., однако эти черты характеризуют не одного лишь Бакунина, а целый круг «людей 40-х годов» 19 века. И Рудин стал представителем этого круга.

В.А. Свешников (1907-1993). Иллюстрация к роману "Рудин". Рудин у Ласунских (Рудин говорит).
В.А. Свешников (1907-1993). Иллюстрация к роману «Рудин». Рудин у Ласунских (Рудин говорит).

Перерабатывая роман, Тургенев шел от точного соответствия образа главного героя прототипу к уменьшению черт сходства между ним и Бакуниным. А это неизбежно приводило к большей обобщенности и исторической значимости образа Рудина.

Когда первая редакция «Рудина» обсуждалась в кругу друзей писателя, осенью 1855 г., Бакунин, выданный русским властям правительством Австрии, был заключен в Шлиссельбургской крепости (русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив г. Шлиссельбурга в Ленинградской области). Показывать его отрицательные черты, отраженные в образе Рудина, было неуместно. Хотя некоторые такие черты в характере героя остались, однако они стали неким элементом критики «человека 40-х годов».

В Рудине были заложены черты не только Боткина, но и Т. Н. Грановского (популярный в середине XIX века лектор и историк европейского средневековья). Он, по словам Тургенева, «владел тайною истинного красноречия».

Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855). Портрет П. З. Захарова-Чеченца (1816-1846), 1845 г.
Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855). Портрет П. З. Захарова-Чеченца (1816-1846), 1845 г.

Смерть Т. Н. Грановского очень повлияла на Тургенева. Она оживила в памяти автора воспоминания о московских философских кружках 2-й половины 1830-х годов. Сам писатель не участвовал в них, но слышал о них от своих знакомых, в частности, от Грановского. К этому прибавлялись и личные впечатления от петербургского круга Белинского 1840-х годов. Тургенев решил показать то время, когда формировались как личности Рудин и Лежнев (его знакомый со студенческих лет).

А. А. Григорьев (русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, автор песен и романсов) писал, что Рудин «напоминает манеры, приемы и целый образ одного из любимейших людей нашего поколения», т. е. Грановского. Однако это мнение не дает нам полного права считать, что Грановский мог быть прототипом Рудина. Однако есть такие черты, которые присуще обоим и которые указывают на обобщенное и историческое значение последнего.

Многие критики, характеризуя образ Рудина, полагали, что его прототипом был сам Тургенев.

Дарья Михайловна Ласунская

Дарья Михайловна Ласунская – богатая, знатная помещица, вдова тайного советника. Мать Натальи Алексеевны Ласунской. Кроме нее у Д. М. Ласунской еще двое сыновей.

Прототипом Дарьи Михайловны была А. О. Смирнова (урождённая Россет, известная также как Россети и Смирнова-Россет, фрейлина русского императорского двора). Это мы узнаем по пометке самого Тургенева в плане, о которым было сказано выше.

Александра Осиповна Смирнова (1809-1882). Автор акварели: Н. М. Алексеев (1813-1880). 1844 г. Неаполь.
Александра Осиповна Смирнова (1809-1882). Автор акварели: Н. М. Алексеев (1813-1880). 1844 г. Неаполь.

В молодости Смирнова была очень привлекательной. Она была в хороших отношениях со многими поэтами и писателями (Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Гоголем, Лермонтовым). Однако Тургенев считал ее довольно лицемерной и притворной. Вместо имени Ласунской в плане произведения было сначала написано: «Ал. Ос»В последствие же писатель исправил имя.

Покорский

Покорский – бедный студент с чистой душой, острым умом и широким кругозором, глава и душа философского клуба его имени. В кружок входили Рудин и Лежнев.

Тургенев сам признавался, что реальным прототипом Покорского был Н. В. Станкевич (русский писатель, поэт, публицист, мыслитель, организатор и глава «Кружка Станкевича»).

Николай Владимирович Станкевич (1813—1840), Художник – Карл Беккер (немецкий художник) (1820-1900), 1838 г.
Николай Владимирович Станкевич (1813—1840), Художник – Карл Беккер (немецкий художник) (1820-1900), 1838 г.

У них много общих черт, например, душевная чистота, искренность, обаяние, большая требовательность, заинтересованность в людях, способность воздействовать на них, перевоспитывать их; острый философский ум, интерес к немецкой философии. Однако в образе героя есть и другие стороны характера, которые свойственны человеку, который готов активно действовать, бороться. Как замечал сам Тургенев, эти черты больше напоминают В. Г. Белинского (русский литературный критик, теоретик, публицист), нежели Станкевича.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848). Художник – К. А. Горбунов (1822-1893). 1843 г.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848). Художник – К. А. Горбунов (1822-1893). 1843 г.

Сходство Покорского с критиком становится более явным, если вспомнить, что Покорский — бедняк, студент-пролетарий. А Станкевич как раз был представителем дворянства.

Басистов

Басистов – добрый и честный учитель сыновей Дарьи Михайловны Ласунской (Вани и Пети). Он очень уважал Рудина.

Основательно предполагали, что прототипом Басистова явился разночинец П. Е. Басистов (1823-1882). Он был филологом, критиком и прогрессивным педагогом.

***

Таковы прототипы героев романа «Рудин».


А вы читали это произведение И. С. Тургенева? Что вы думаете насчет романа и этой статьи?

Было ли вам интересно узнать о прототипах героев произведения? Пишите в комментарии!

Читайте и становитесь умнее!

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *